Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Отчеты

Отчет о деятельности департамента

17

Департамент цен и тарифов Магаданской области осуществлял в 2014 году свою деятельность в соответствии с полномочиями предусмотренными постановлениями Правительства Магаданской области от 25 сентября 2014 г. № 787-пп «О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области», от 09 января 2014 г. № 3-пп «Об утверждении положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области» определены сферы, подлежащие государственному регулированию цен (тарифов, платы, надбавок) на продукцию производственно-технического назначения (товары, работы, услуги), а также утверждено Положение о департаменте цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент).

Приоритетной задачей тарифной политики в настоящее время является переход на долгосрочное тарифное регулирование, реализация комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) на территории области, повышение открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, защита интересов потребителей товаров (услуг) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Ценовая политика направлена на обеспечение прозрачности при формировании цен и тарифов, доступности товаров, работ и услуг с учетом доходов населения, а также последовательной политики сдерживания необоснованного роста цен и тарифов с целью достижения баланса интересов потребителей и производителей.

В целях обеспечения взаимодействия между Департаментом, жителями Магаданской области, организациями и общественными объединениями на основе принципов открытости, публичности, соблюдения баланса интересов потребителей, регулируемых организаций и общественно значимых интересов при реализации государственной политики в области государственного регулирования тарифов при департаменте создан и действует Общественный совет.

В состав Совета вошли представители организаций, представляющие интересы предпринимательского (делового) сообщества (председатель Магаданской областной общественной организации «Общество потребителей» председатель Совета Объединения работодателей Магаданской области, генеральный директор ЗАО «Колымская угольная компания», председатель Магаданского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Ассоциация Малого Предпринимательства», представитель Магаданского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и мн.др.).

Заседания Общественного совета проходят с участием губернатора Магаданской области, а также заместителя губернатора Магаданской области, курирующего вопросы деятельности субъектов естественных монополий на территории области.

При принятии тарифных решений об установлении цен (тарифов) Департаментом учитывается позиция совещательного органа – Общественного совета.

При формировании тарифов на 2015 год Департамент руководствовался действующим законодательством в области ценообразования, предельными уровнями тарифов (индексами роста тарифов (цен), установленными Федеральной службой по тарифам, и Прогнозом социально- экономического развития Российской Федерации на 2015  год  и  плановый  период  2016  и  2017 годов. 

В сфере электроэнергетики рассмотрено 18 дел и принято 32 решения об установлении тарифов на электрическую энергию, в т.ч. льготных тарифов для потребителей «население, проживающие в МО «Верхний Парень» и «государственных и муниципальных учреждений (включая автономные, бюджетные и казенные), финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов на территории Магаданской области, использующих электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями». Тарифы на электрическую энергию рассчитаны и установлены с дифференциацией по уровням напряжения: одноставочный; дифференцированный по трем зонам суток (ночная, полупиковая, пиковая); дифференцированный по двум зонам суток (ночная, пиковая).

Среднеотпускной тариф на электрическую энергию на 2015 год по области составил 4,45 руб./кВтч, с ростом к 2014 году 107,0%, в том числе:

  • для промышленных и приравненных к ним потребителей в размере: 1 полугодие – 4,26 руб./кВтч (без НДС), 2 полугодие – 4,67 руб./кВтч (без НДС) с ростом 109,8%;

  • для населения и потребителей, приравненных к категории население, тарифы установлены с учетом понижающего коэффициента 0,7 в размере: 1 полугодие – 4,19 руб./кВтч (с НДС), 2 полугодие – 4,50 руб./кВтч (с НДС), с ростом 107,4%.

Также были рассчитаны и установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Магаданской области дифференцированные по уровням напряжения.

В результате проведения анализа расчетных материалов энергоснабжающих организаций на 2015 год Департаментом были исключены непроизводительные и неэффективные затраты в сумме - 2,2 млрд.руб.

Кроме того, на 2015 год для ОАО «Магаданэнерго» и ОАО «Магаданэлектросеть» установлена плата за технологическое присоединение в виде стандартизированных тарифных ставок и в виде ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение.

Постоянно ведется актуализация данных для внесения изменений в реестр гарантирующих поставщиков ФСТ России в целях исключения из него организаций, прекративших оказание регулируемой деятельности.

В сфере теплоснабжения рассмотрено 76 дел и принято 71 решение об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения, в т.ч. льготных тарифов для категорий потребителей «население» и «государственных и муниципальных учреждений (включая автономные, бюджетные и казенные), финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов на территории Магаданской области».

Среднегодовой тариф по Магаданской области сложился в размере 4054,95 руб./Гкал, с ростом к 2014 году 108,2% (3746,5 руб/Гкал), в том числе с календарной разбивкой:

  • с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. – 3 842,66 руб/Гкал, не превышающий тариф, действующий по состоянию на 31.12.2014г.

  • с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. - 4 360,56 руб/Гкал с ростом 112,90%, что соответствует установленному приказом ФСТ России от 11.10.2014г. № 227-э/3 предельному максимальному уровней тарифов на тепловую энергию по Магаданской области.

В целях обеспечения прозрачности и экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию распоряжением губернатора была создана рабочая группа из представителей органов исполнительной власти Магаданской области и органов местного самоуправления и представителей регулируемых организаций. Указанной рабочей группой были внесены предложения по показателям, влияющим на эффективное расходования топлива при производстве теплоэнергии и учтены департаментом при утверждении потерь теплоэнергии, удельных норм расхода топлива. Кроме того, при формировании тарифов на тепловую энергию на 2015 год Департаментом была проведена работа по созданию нормативного запаса топлива, учитываемого в тарифах.

По результатам рассмотрения представленных предложений теплоснабжающих организаций на 2015 год Департаментом были снижены затраты на 16 %, что составило экономию средств потребителей и бюджета в сумме - 1,5 млрд. руб.

В коммунальном комплексе и социальной сфере принято 70 приказов, которыми утверждены более 120 цен, тарифов, надбавок.

На 2015 год тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения утверждены уполномоченным органом в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, одобренным Правительством страны, согласно которому изменение тарифов запланировано со II полугодия 2015 года, и в рамках предельного индекса, утвержденного Федеральной службой по тарифам России в среднем по Магаданской области-112,0% с 1 июля 2015 года.

Проведена работа с Федеральной службой по тарифам по согласованию 2 тарифных решений на 2015 год, влекущих превышение установленного в среднем по Магаданской области предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения-МУП г.Магадана «Водоканал» и ОАО «ОлаИнтерком».

Согласование вышеуказанных решений с ФСТ России, было обусловлено необходимостью учесть снижение объема реализации водоснабжения и водоотведения в г.Магадане и п.Ола и ввод новых объектов в сфере водоотведения в г.Магадане-очистных сооружений. С учетом вышеуказанных согласованных решений индекс изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по региону сложился в размере -121%. По результатам рассмотрения предложений организаций объем финансовых средств на осуществление деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению регулируемыми организациями на 2015 год снижен на 316,3 млн. руб.

В рамках изменений федерального законодательства тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов установлены на трехлетний период: 2014-2016 г.г.

С 01 июля 2014 года на территории Магаданской области рост платы граждан за коммунальные услуги ограничен предельными индексами. Постановлением Губернатора Магаданской области от

30 апреля 2014 года № 114/1-п на период с 01 июля 2014 года по 2018 год установлены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований Магаданской области. На 2015 год установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

в первом полугодии – 0,0%, во втором полугодии – 12,1%.

Во исполнение соблюдения требований, предусмотренных Основами ценообразования в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения о методах определения величины полезного отпуска ресурса при формировании тарифов специалистами Департамента проанализированы 49 схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

В рамках возложенных полномочий Департаментом утверждены 3 инвестиционных программы, в т.ч. в сфере теплоснабжения для - 2 и 1 в сфере водоснабжения. Согласованы инвестиционные   программы   в   сфере   электроэнергетики (ОАО «Магаданэнерго» и ОАО «Колымаэнерго»).

Произведены расчеты экономически обоснованных тарифов на горячее водоснабжение на 2015 год по муниципальным образованиям Магаданской области в зависимости от эксплуатируемого регулируемыми организациями вида инженерных сооружений – открытой или закрытой, предназначенных для горячего водоснабжения, в двухкомпонентном виде.

Транспорт. В 2014 году в результате последовательной политики сдерживания необоснованного роста цен тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по городским, пригородным маршрутам, а также по внутриобластным (межмуниципальным) маршрутам сохранены на уровне, установленном в 2013 году:

  • на пригородных маршрутах - 1,95 руб. за пас./км;

  • на междугородних (межмуниципальных) маршрутах - 3,41 руб. за пас./км. В 2014 году пересмотрена стоимость проезда:

  • на городские перевозки в границах МО «город Магадан», экономически обоснованный тариф и тариф для населения составил 21 руб. (с ростом относительно действовавшего 105%);

  • по городскому маршруту Цветы - Снежная Долина – Цветы - экономически обоснованный тариф установлен в размере 37 руб. с ростом относительно действовавшего – 137%. Тариф для населения установлен в размере 28 руб. с ростом относительно действовавшего – 104%, таким образом, в    связи с оказанием услуг по тарифам ниже экономических обоснованных, недополученные доходы возмещаются из областного бюджета.

С целью обеспечения доступности воздушного сообщения для населения, проживающего в труднодоступных населенных пунктах Магаданской области, осуществляется согласование тарифов на авиаперевозки и на 2015 год предусматриваются дотации из областного бюджета в размере 162,59 млн. руб. с ростом относительно 2014 года – 114%.

В 2014 году установлены тарифы на воздушные перевозки, осуществляемые ООО «Сибирская легкая авиация» по маршрутам Магадан-Сеймчан-Магадан, Магадан-Омсукчан-Магадан, Магадан- Сусуман-Магадан, а также осуществляемые филиалом «Магаданский» ОАО НПК «ПАНХ» по маршруту   Магадан-Эвенск-Магадан.

В результате предоставления финансовых средств на частичное возмещение расходов, связанных с осуществлением воздушных перевозок население получило возможность осуществлять полеты по ценам на авиабилеты на 83 % ниже экономически обоснованной стоимости.

Постановлением Правительства Магаданской области расширен перечень социально значимых товаров народного потребления, на которые утверждаются предельные оптовые и  розничные торговые надбавки, а именно: на говядину взрослую (кроме бескостного мяса), свинину (кроме бескостного мяса), кур охлажденные и мороженные для  супа  и  жарки,  включая  бройлеры, различных видов разделки (потрошенные и полупотрошенные).

Для установления предельного уровня оптовых и розничных торговых надбавок на указанную группу товаров, Департаментом был произведен анализ издержек обращения при реализации регулируемой мясной продукции и подготовлены предложения по уровню торговых надбавок для рассмотрения губернатора.

В целях сдерживания роста цен на нефтепродукты Департаментом произведена оценка влияния  установленных  оптовых  и  розничных  торговых  надбавок  на  финансово-хозяйственную

деятельность предприятий, осуществляющих оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов. На основании проведенного анализа рассматриваются варианты снижения торговых надбавок,  при соблюдении принципа баланса интересов, как потребителей, так и организаций – продавцов нефтепродуктов.

Проведен анализ предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок, и их влияние на результаты финансово-экономического состояния оптовых организаций и организаций розничной торговли, осуществляющих реализацию жизненно необходимыми важнейшими лекарственными препаратами в 2013-2014 гг., и по результатам анализа сделано заключение об отсутствии необходимости в пересмотре размеров надбавок.

Осуществлено согласование экономически обоснованной стоимости ритуальных услуг по муниципальным образованиям области.

Для повышения информированности населения на сайте Департамента размещен калькулятор коммунальных  платежей,  который  позволяет  провести  самостоятельную  онлайн  -  проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги по установленным  предельным (максимальным)   индексам   изменения   размера   вносимой   гражданами   платы   за   коммунальные услуги.

Ежемесячно осуществлялись мониторинг цен на нефтепродукты, а также мониторинг цен на продовольственные товары, входящие в потребительскую корзину, в том числе на социально значимые товары народного потребления, результаты которого ежемесячно размещались на сайте.

Контрольная работа. В соответствии с планом проверок в 2014 году департаментом осуществлено 17 контрольных мероприятий, хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, что соответствует 100% исполнению плана на отчетную дату и на 30 % больше проведенных плановых проверок в 2013 году. Кроме того,  проведена 1 внеплановая проверка – по исполнению ранее выданного предписания.

По итогам контрольно-надзорной деятельности возбуждено 31 дело об административном правонарушении, из них рассмотрено 29 дел об административном правонарушении и вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму 2 132,72 тыс. руб.

На сегодняшний день в Арбитражном суде Магаданской области обжалуется 15 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 1 729,6 тыс. руб. Три постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 101,00 тыс. руб. вступают в законную силу в январе 2015 года. По 1 постановлению о наложении административного штрафа на сумму 100,00 тыс. руб. предоставлена рассрочка исполнения платежа в срок до марта 2015 года.

В территориальные органы Федеральной службы судебных приставов в 2014 года направлено 4 постановления на сумму 200,00 тыс. руб.  для принудительного взыскания в пользу департамента.

По итогам 2014г. проведено 9 административных расследований по признакам правонарушения, предусмотренных ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение предельных оптовых торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Магаданской области, завышение предельных розничных торговых надбавок на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области), по ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ нарушение установленного порядка ценообразования при начислении платы за технологическое присоединение, занижение норматива потребления на коммунальную услугу по водоотведению.

Выдано 18 предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере регулируемого ценообразования, в том числе за соблюдением стандартов раскрытия информации.

В целях своевременного реагирования на изменение цен и предотвращения их необоснованного роста, ежемесячно осуществляется контроль за ценами на продукты питания, входящие в потребительскую корзину, в том числе на социально значимые товары народного потребления, и ценами на нефтепродукты посредством систематического наблюдения и анализа регулируемых цен. Результаты  проведенного мониторинга публикуются на официальном сайте Департамента. В случае выявленных нарушений хозяйствующим субъектам направлялись предписания с требованием об их устранении.

В 2014 году уполномоченным органом было обработано 4200 поступивших документов, что на 682 шт. больше чем в 2013 году. Рассмотрены и даны ответы на 2999 запросов, в том числе на 64 

обращения граждан, большая часть из которых касалась вопросов порядка оплаты коммунальных услуг.

За 2014 год принято 214 приказов, установлено более 650 цен, тарифов, надбавок, в т.ч. нормативы потребления коммунальных услуг и удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии.

В 2014 году уполномоченным органом обработано 1335 файлов в формате шаблонов, которые своевременно направлялись через систему ЕИАС в адрес ФСТ России.

В 2014 году была продолжена работа с регулируемыми организациями по подключению к системе ЕИАС ФСТ России, всего по состоянию на 31.12.2014 г. подключено 63% от общего числа.

Правовая работа. В рамках действующего законодательства подготовлены проекты решений Правительства  по вопросам ценообразования во всех регулируемых видах деятельности. Так на территории принято постановление губернатора от 07 мая 2014 г. № 124-п «Об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Магаданской области», закрепляющее право не устанавливать и не применять социальную норму потребления электрической энергии (мощности) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении  населения  и  приравненных  к  нему  категорий потребителей на территории Магаданской области.

В целях консолидации бюджетных средств для централизованного приобретения и транспортировки топлива для энергоснабжающих организаций внесены изменения в Закон Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» в части включения в перечень лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию государственных и муниципальных учреждений (включая автономные, бюджетные и казенные), финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов. Для компенсации новой категории потребителей в бюджете Магаданской области запланировано 370,0 млн.руб.

Магаданской областной Думой 27 декабря 2014 г. принят закон №1836-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на водоснабжение и (или) водоотведение, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведения» устанавливающий лиц, имеющих право на льготные тарифы на холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В целях реализации вышеуказанного закона, а также областного закона от 11 марта 2012 г. № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» установлены льготные тарифы на питьевое водоснабжение  и водоотведение (в некоторых муниципальных образованиях), горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения. Таким образом, жителями Магаданской области лишь частично возмещаются экономически обоснованные расходы, что является возможным за счет компенсации недополученных доходов регулируемым организациям за счет средств областного бюджета.

 
 
 

Департамент цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Департамент осуществляет в рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 г. № 3-пп «Об утверждении положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области» в сферах, подлежащих государственному регулированию.

Численность Департамента 26 штатных единиц, фактическая - 24 штатных единицы. На замещение вакантных должностей проведено 5 конкурсов. Департамент финансируется за счет средств областного бюджета. Исполнение бюджетных ассигнований, выделенных на содержание составил в 2015 году 99,9%

С целью обеспечения взаимодействия между Департаментом, жителями Магаданской области, организациями и общественными объединениями на основе принципов открытости, публичности, баланса интересов потребителей, регулируемых организаций и общественно значимых интересов при реализации государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) при Департаменте создан постоянно действующий совещательный орган - Общественный совет.

В состав вышеназванного совета вошли представители общественных объединений и организаций, а также организаций, представляющие интересы предпринимательского (делового) сообщества.

Члены Общественного совета приглашаются на заседания Правления по установлению регулируемых тарифов.

В целях включения обоснованных мероприятий в инвестиционные программы при принятии соответствующего решения об установлении цен (тарифов) Департаментом учитывается позиция Общественного совета.

Кроме того, в 2015 году Департамент принимал непосредственное участие в организации и проведении Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Магаданской области.

По итогам работы в сфере регулирования Департаментом принято 308 решений, в том числе 224 решения по установлению тарифов:

  • в электроэнергетики - 36;
  • в сфере теплоснабжения - 86;
  • в водоснабжения и водоотведения - 62;
  • в коммунальной и социальной - 40.

Кроме этого, принято 74 решения по утверждению нормативов.

  • утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для каждого населенного пункта Магаданской области в разрезе организаций оказывающих данные услуги;
  • утверждены удельного расхода топлива для каждой регулируемой организации,по источникам тепловой и электрической энергии, для объема топлива при формировании тарифов;
  • утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, для обоснованности организациями при расчете тарифов в сфере теплоснабжения.

Принято 6 решений по утверждению или внесению корректировок в инвестиционные программы в сфере теплоснабжения.

Принято 1 решение по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в связи с тем, что представляемые регулируемыми организациями программы не соответствовали действующему законодательству.

А также 3 решения об изменении статуса и зоны действия гарантирующих поставщиков, связанных с прекращением деятельности организации.

Во исполнение п. 2 в поручения Президента РФ от 18.03.2011 г. № 716-ГС, в 2015 году к системе ФГИС ЕИАС ФСТ России было подключено 3 регулируемых предприятия. Всего, по состоянию на 31.12.2015 г. подключено 38 предприятий из 47 или 80,85% от общего числа, что способствовало оперативному сбору информации в формате шаблонов, необходимой для проведения анализа фактических показателей в сфере государственного регулирования и использования ее в качестве базовой при формировании тарифов на следующий регулируемый период. Всего в течение года обработано 1 302 файла в формате шаблонов ФГИС ЕИАС, которые были направлены через систему ЕИАС в адрес ФСТ России и ФАС России.

Ценовая политика Департамента направлена на обеспечение прозрачности при формировании цен и тарифов, доступности товаров, работ и услуг с учетом доходов населения, а также последовательной политики сдерживания необоснованного роста цен и тарифов с целью достижения баланса интересов потребителей и производителей.

При формировании цен (тарифов) на 2016 год Департамент руководствовался действующим законодательством в области ценообразования, предельными уровнями тарифов (индексами роста тарифов (цен), установленными Федеральной антимонопольной службой России, и Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Так в ходе государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики на 2016 год было рассмотрено 25 дел и установлены следующие тарифы на электрическую энергию:

  • тарифы для категории потребителей «прочие»;
  • тарифы для населения и приравненных к нему категорий;
  • льготные тарифы для государственных и муниципальных учреждений (включая автономные, бюджетные и казенные), финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов на территории Магаданской области, использующих электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями;
  • единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций;
  • индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
  • сбытовые надбавки гарантирующим поставщикам электрической энергии;
  • стандартизированные ставки на подключение к электрическим сетям гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Тарифы на электрическую энергию рассчитаны и установлены в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной антимонопольной службой России с дифференциацией по уровням напряжения и по зонам суток.

Необходимо отметить, что по результатам проведенных экспертиз материалов, представленных регулируемыми организациями для установления тарифов в сфере электроэнергетики Департаментом снижены затраты относительно предлагаемых предприятиями на 2,2 млрд. руб., или на 33%, что позволило сдержать рост тарифа на электрическую энергию в среднем на 2,0 руб. в расчете на 1 кВтч, относительно предложенных энергоснабжающими предприятиями.

Более 50 % регулируемых организаций, оказывающих услуги в сфере энергетики, не отвечали критериям, утвержденным Федеральным законодательством в части отнесения их к сетевым, что приводило к невозможности принятия решения об установлении тарифов на электрическую энергию на 2016 год. Департаментом была проведена работа по разъяснению необходимых требований, а также контроль за их исполнением. В результате все без исключения территориальные сетевые организации отвечали данным критериям, что дало право на законных основаниях установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Список территориальных сетевых организаций был опубликован на сайте Департамента.

Рассмотрены материалы для согласования 2 инвестиционных программ в сфере электроэнергетики (ПАО «Магаданэнерго», ПАО «Колымаэнерго»), которые утверждаются Минэнерго России.

Мероприятия инвестиционных программ направлены на реконструкцию и модернизацию энергетических объектов и оборудования и объем средств, необходимых для их исполнения включаются в общие затраты организаций в виде амортизационных отчислений. По результатам анализа представленных материалов была произведена корректировка инвестиционных программ ПАО «Магаданэнерго» на сумму 627,565 млн. руб., ПАО «Колымаэнерго» на сумму 17,884 млн. руб., которые не были учтены при расчете тарифов на электрическую энергию на 2016 год. Кроме того, осуществлялся контроль за исполнением инвестиционных программ и результаты такого контроля учитывались при формировании тарифов в виде исключения неосвоенных сумм. Так, например, в связи с неисполнением мероприятий инвестиционной программы за 2014 год ПАО «Магаданэнерго» была исключена сумма в объеме 479,8 млн.руб.

Для получения финансовой помощи из Федерального бюджета в сумме 8,5 млрд. руб. на осуществление технологического присоединения объекта «ВЛ-220   кВ   «Усть-Омчуг   -   Омчак   новая»   к   электрическим  сетям ПАО «Магаданэнерго» необходимо было установить плату за технологическое присоединение. По результатам рассмотрения экономического обоснования департаментом в Правительство и ПАО «Магаданэнерго» были внесены предложения по изменению подходов к формированию сметной стоимости с целью обеспечения прозрачности и обоснованности включаемых расходов, и в сжатые сроки плата была установлена.

Кроме того, Департаментом проводилась активная работа с профильными ведомствами на уровне Федерации по выработке подходов к определению инвестиционно-привлекательных тарифов в Магаданской области в рамках исполнения поручения Президента.

Особенностью тарифной компании 2015 года в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения стало установление, в соответствии с действующим законодательством, долгосрочных (2016-2018 годы) тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, ГВС.

Департаментом на 2016 год было рассмотрено 27 дел и установлены тарифы:

  • на тепловую энергию для потребителей;
  • на тепловую энергию для населения;
  • льготные тарифы для государственных и муниципальных учреждений (включая автономные, бюджетные и казенные), финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов на территории Магаданской области;
  • на теплоноситель и горячую воду в зависимости от эксплуатируемого регулируемыми организациями вида инженерных сооружений – открытой или закрытой.

​В соответствии с Законом Магаданской области от 11.03.2012 г. № 1474- ОЗ Департаментом были установлены льготные тарифы для населения, с последующим возмещением выпадающих доходов (субсидий) за счет средств областного бюджета Магаданской области. Доля льготных тарифов для населения составляет от 30 до 50% от экономически обоснованных тарифов (на примере МУП «Магадантеплосеть», ПАО «Магаданэнерго»).

По итогам проведения анализа расчетных материалов теплоснабжающих организаций на 2016 год Департаментом были исключены необоснованные и неэффективные затраты в сумме 2,2 млрд. руб. что составило 21 % от заявленных организациями или 1176,88 руб./Гкал.

В результате экономия областного бюджета составила 1,9 млрд. руб., в том числе для выделения субсидий теплоснабжающим организациям в связи с применением льготного тарифа для населения в сумме 1,2 млрд. руб., для содержания учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета в сумме 0,7 млрд. руб.

Кроме того, в целях консолидации бюджетных средств для централизованного приобретения и транспортировки топлива для энергоснабжающих организаций установлены льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию государственных и муниципальных учреждений (включая автономные, бюджетные и казенные), финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов.

Департаментом были утверждены 3 инвестиционные программы в сфере теплоснабжения. Мероприятия инвестиционных программ направлены на реконструкцию, капитальный ремонт, модернизацию тепловых сетей износ которых на территории Магаданской области составляет более 70% и объем средств, необходимый для их выполнения включается в общие затраты в соответствии с действующим законодательством.

В результате проведенного анализа представленных ресурсоснабжающими предприятиями материалов специалистами департамента были инвестиционные программы были скорректированы на общую сумму 116,038 млн. руб., которые соответственно были исключены из расчета тарифов на тепловую энергию.

Сфера водоснабжения, водоотведения

В соответствии с действующим законодательством также установлены долгосрочные (2016-2018 годы) тарифы на водоснабжение и водоотведение.

По результатам рассмотрения предложений организаций объем финансовых средств на осуществление деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению на 2016 год скорректирован на 296,87 млн. руб.

Постановлением Губернатора Магаданской области от 30 апреля 2014 года № 114/1-п на 2016 год установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Магаданской области в первом полугодии – 0,0%, во втором полугодии – 7,6%. Индекс изменения платы за коммунальные услуги в среднем по Магаданской области составит 5,0%, что почти в два раза ниже чем в 2015 году. Предельно допустимое отклонение от индекса согласно распоряжению Правительства РФ для Магаданской области составляет 2,6%.

Тарифы на коммунальные услуги в среднем по Магаданской области для населения изменятся в следующих величинах:

  • холодное водоснабжение- рост на 6,5 %,
  • водоотведение-рост на 15,6 %,
  • горячее водоснабжение-рост на 4,0 %,
  • отопление-рост на 2,6%,
  • электроэнергия-рост на 7,4%.

Ежемесячно, в целях выявления превышения установленного предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги, осуществлялся мониторинг в формате шаблонов, который направлялся по системе ЕИАС в ФАС России. В 2015 году фактов превышения не выявлено.

Транспорт

В 2015 году Департаментом были установлены экономически обоснованные тарифы по 10 межмуниципальным и пригородным маршрутам. В целях обеспечения доступности для населения перевозок по регулярным межмуниципальным и пригородным маршрутам тарифы для населения были установлены ниже экономически обоснованных, с учетом средств, выделяемых из областного бюджета на частичное возмещение расходов.

В результате произведенной Департаментом корректировки предлагаемых автоперевозчиками расходов экономия средств областного бюджета на возмещение межтарифной разницы составила 14,5 млн. руб.

С целью обеспечения доступности воздушного сообщения для населения, проживающего в труднодоступных населенных пунктах Магаданской области, Департаментом на 2015 год были установлены тарифы на воздушные перевозки пассажиров  до  населенных  пунктов:  Сеймчан,  Омсукчан,  Сусуман,  Ямск,

Тахтоямск, Эвенск, Верхний Парень, Тополовка, Гижига. Тарифы для населения установлены Департаментом с учетом средств, выделяемых из областного бюджета на частичное возмещение расходов, связанных с осуществлением воздушных перевозок и составили 20% от экономически обоснованных.

В результате произведенной Департаментом корректировки предлагаемых авиаперевозчиками расходов экономия средств областного бюджета на возмещение межтарифной разницы составила 31,1 млн. руб.

Регулирование тарифов в социальной сфере

В рамках реализации мер по сдерживанию уровня цен, и недопущению необоснованного роста цен на рыбу мороженую, реализуемую на территории Магаданской области, в июле 2015 года был расширен перечень социально значимых товаров народного потребления, реализуемых на территории Магаданской области. На основании проведенного анализа издержек обращения по организациям оптовой и розничной торговли Магаданской области, осуществляющим реализацию мяса мороженого на кости и рыбы мороженой утверждены предельные оптовые и розничные торговые надбавки говядину взрослую мороженую (кроме бескостного мяса), свинину мороженую (кроме бескостного мяса, свиной шеи на кости, корейки на кости), куры мороженые не разделенные на части, включая бройлеры (потрошеные и полупотрошеные), а также на рыбу мороженую (15 видов), позволяющие осуществлять их деятельность в безубыточном режиме.

С целью информирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию социально значимых товаров народного потребления в Магаданской области, Департаментом разработаны и опубликованы на официальном сайте разъяснения о применении предельных размеров оптовых и розничных торговых надбавок, а также о формировании цен на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области.

В 2015 году в целях своевременного реагирования на изменение оптовых и розничных цен на нефтепродукты осуществлялся мониторинг цен на реализуемые в регионе нефтепродукты и по поручению Губернатора рассматривались возможные варианты сглаживания цен в регионе при существенном изменении цен поставщиков за пределами Магаданской области. Своевременное реагирование позволило избежать резкого роста цен на автомобильное топливо, вызванного повышением цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» более чем на 28% в течение лета 2015 года.

Ежеквартально проводимый анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляющих оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов в Магаданской области позволил оценить влияние установленных предельных надбавок на экономику предприятий и внести предложения в Правительство Магаданской области по корректировке уровня торговых надбавок на нефтепродукты, в том числе по поясному принципу.

В июле 2015 года в аэропорту г. Магадана увеличилась стоимость услуги по хранению авиатоплива, что могло привести к изменению цен на авиабилеты. Поскольку регулирование данных услуг к полномочиям Департамента не относится, было направлено обращение в Федеральную антимонопольную службу для включения предприятия, оказывающего услуги по хранению авиатоплива, в реестр субъектов естественных монополий, которое в настоящее время рассматривается и, в случае принятия положительного решения, будет введено государственное регулирование цен.

Также Департаментом была инициирована проверка территориальным Управлением ФАС по Магаданской области обоснованности увеличения стоимости хранения авиатоплива в аэропорту г. Магадана. Одновременно, по поручению Правительства Магаданской области, Департаментом были запрошены и рассмотрены расчетные материалы предприятия, реализующего топливо авиакомпаниям.

В результате была снижена торговая надбавка на авиатопливо, реализуемое в аэропорту г. Магадана, с 16% до 11%, что позволило сохранить цены на авиаперевозки на прежнем уровне.

В 2015 году был проведен анализ влияния установленных предельных оптовых и розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, действующих на территории Магаданской области, на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов. По результатам которого сделано заключение об отсутствии необходимости в их пересмотре.

Результаты государственного контроля (надзора) за 2015 год

Мероприятие 2014 2015
Проведено проверок, в том числе: 18 34
плановых 17 15
внеплановых 1 19
выявлено нарушений 9 24

 

В соответствии с планом проверок на 2015 год, утвержденным с органами прокуратуры, по состоянию на 31 декабря 2015 года Департаментом проведено 15 плановых контрольных мероприятий, хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, что соответствует 100% исполнению плана на отчетную дату.

Также, в связи с ростом цен, департаментом цен и тарифов Магаданской области совместно с органами прокуратуры в 2015 года осуществлено 20 проверочных мероприятий 28-ми хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную реализацию отдельных социально значимых продуктов питания.

Рост выявленных нарушений обусловлен ростом проведенных внеплановых проверок.

Результаты государственного контроля (надзора) за 2015 год, привлечено виновных лиц по составам административных правонарушений

Наименование

ч.1 ст.14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен тарифов

ч.2 ст.14.6 КоАП РФ занижение регулируемых цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования

По ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений департамент 

По ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ  -нарушение стандартов раскрытия информации

По ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания департамент

По ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ -невыполнение в установленный срок законного предписания департамент

Юридические лица 5 1 4 - 3 1
на сумму, тыс. руб. 213,64 100,00 200,00 - 150,00 277,42
Индивидуальные предприниматели 11 - - 1 - -
на сумму, тыс. руб. 550,00 - - 5,0 - -

По итогам контрольно-надзорной деятельности возбуждено  30 дел об административных правонарушениях.

В рамках возложенных полномочий Департаментом по итогам 2015 года по обращению граждан проведено 4 административных расследования по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ - завышение предельных розничных торговых надбавок на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области.

По результатам проведенных Департаментом административных расследований 2 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих свою деятельность на территории поселка Талая и поселка Сокол, привлечены к административной ответственности за завышение установленных предельных розничных торговых надбавок.

В двух случаях проведения административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, производство прекращено, причем в одном из них по причине малозначительности выявленного правонарушения, в связи с неправильным округлением цен (на две позиции), а во втором – из-за отсутствия признаков нарушения установленного порядка ценообразования.

Также по обращению граждан, проживающих в поселке Сеймчан проведено 1 (одно) административное расследование по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - нарушение  установленного  порядка  ценообразования  при  начислении платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.

По результатам проведенных департаментом мероприятий предприятие, оказывающее данную коммунальную услугу (МУП «Сеймчантеплосеть»), привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа (в двукратном размере излишне полученной выручки).

При этом в результате оспаривания, принятого Департаментом постановления Арбитражным судом Магаданской области, вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В установленные сроки административный штраф уплачен в областной бюджет в полном объеме, гражданам произведен перерасчет.

По состоянию на 31 декабря 2015 года рассмотрено 29 дел об административных правонарушениях, в результате чего привлечены к административной ответственности:

  • по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ – завышение регулируемых государством цен тарифов:

- 11 индивидуальных предпринимателей и должностных лиц – на общую сумму 550 000,00 руб. за завышение предельных оптовых и розничных торговых надбавок на отдельные социально значимые товары, а также 1 должностное лицо за завышение предельных оптовых торговых надбавок на нефтепродукты (ООО «ТД МагСервис»);

- 5 юридических лиц – на общую сумму 213 643,64 руб.;

  • по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ – занижение регулируемых цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования:

- 1 юридическое лицо – на общую сумму 100 000,00 руб. за применение тарифа по самостоятельно установленной цене (АО «РиМ»). При этом Арбитражным судом Магаданской области оспариваемое юридическим лицом постановление Департамента признано законным и обоснованным;

  • по ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ – непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов:

- 4 юридических лица – на общую сумму 200 000,00 руб. за непредставление обосновывающих материалов для установления тарифов на очередной период регулирования в установленный срок. (МУП «Ола- Электротеплосеть», ООО «Спецтранс-Ола», ООО «Профиль»;

  • по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ – нарушение стандартов раскрытия информации:

- 1  должностное лицо на сумму - 5000,00 тыс. руб. (ОАО «ОлаИнтерКом»);

  • по ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов:

- 3 юридических лица – на сумму 150 000,00 тыс. руб. за неисполнение законного предписания об устранении нарушений по стандартам раскрытия информации (УМП «Коммунальная энергетика» п.Эвенск, ОАО «ОлаИнтерКом», ООО «Профиль»).

Составлен 1 протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ по факту правонарушения - уклонения от административной ответственности – неуплата административного штрафа в срок. Согласно решению суда, лицо виновное в совершение названного правонарушения привлечено к административной ответственности и назначено в двукратном размере сумы неуплаченного штрафа – 277 424,76 руб.

Результаты государственного контроля (надзора) за 2015 год

Мероприятие 2014 2015
Выдано предписаний 18 19
Рассмотрено дел об административных правонарушений 29 29
Наложено административных штрафов, тыс. руб. 2132,7 1449,07
Взыскано в бюджет, тыс. руб. 363,3 1323,67

По итогам  рассмотрения  дел  вынесены  постановления  о  наложении административных штрафов на сумму 1449,07 тыс. руб
Сумма взыскания в 2015 году составила 1 323,67 тыс. руб.

На отчетную дату в Арбитражном суде Магаданской области обжалуется 12 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 1 295,98 тыс. руб., вынесенных в 2014 году.

В территориальные органы Федеральной службы судебных приставов в 2015 году направлено 2 постановления на сумму 188,71 тыс. руб. для принудительного взыскания в пользу Департамента.

Выдано 19 предписаний об устранении выявленных нарушений порядка ценообразования и установленных стандартов раскрытия информации.

В целях своевременного реагирования на изменение цен и предотвращения их необоснованного роста, ежемесячно осуществляется контроль за ценами на продукты питания, входящие в потребительскую корзину, в том числе на социально значимые товары народного потребления, и ценами на нефтепродукты посредством систематического наблюдения и анализа регулируемых цен. Результаты проведенного мониторинга публикуются на официальном сайте Департамента. В случае выявленных нарушений хозяйствующим субъектам направлялись предписания с требованием об их устранении.

Необходимо отметить, что Правительством РФ уделяется особое внимание раскрытию информации в сфере регулируемого ценообразования как регулирующим органом, так и регулируемыми организациями с целью обеспечения доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

В целях реализации возложенных полномочий, департаментом (специалистом по контролю) реализуется организационно сложная работа по сбору подлежащей раскрытию информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, которая размещается на сайте департамента для обеспечения доступа неограниченного круга лиц к информации, а также контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации.

На сегодняшний день законодательством ужесточены требования к организациям в сфере регулируемого ценообразования и, как следствие, требования к осуществлению регионального государственного контроля за такими организациями.

Осуществление контрольно-надзорной функции включает в себя не только организационно сложные мероприятия, такие как: подготовка к проведению проверки, ее организация, оформление результатов, но и в случае выявления нарушений - принятие мер по их устранению и привлечение лиц виновных их совершении к ответственности.

Следует подчеркнуть, что несмотря на расширение направлений, осуществляемых Департаментом контрольных полномочий, при наличии на территории Магаданской области большого количества регулируемых организаций, реализация требований действующего законодательства в части усиления государственного контроля (надзора) в сфере регулируемого ценообразования осуществляется единственным специалистом Департамента без увеличения штатной численности.

Правовая работа

Судебное рассмотрение споров

В арбитражных судах и судах общей юрисдикции Департамент выступает не только в качестве ответчика, но и в качестве третьего лица по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), надбавок на территории Магаданской области

В 2015 году судами было рассмотрено 25 дел с участием Департамента, в том числе:

  • по заявлениям о признании незаконными и отмене постановлений Департамента по делам об административных правонарушениях – 18. Из числа рассмотренных дел 100% решений в пользу Департамента;
  • по заявлениям о признании недействующим приказа Департамента – 3.

Из числа рассмотренных дел 100% решений в пользу Департамента:

  • по заявлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Магаданской области – 1;
  • по заявлению о признании не подлежащим исполнению письма Департамента – 1. Решение в пользу Департамента;
  • по заявлению о взыскании суммы убытков (в качестве третьих лиц) – 1.

Производство по делу прекращено:

  • по заявлению о неуплате  административного  штрафа  в  срок  –  1.

Решение в пользу Департамента.

  • по заявлениям о признании незаконными и отмене постановлений Департамента по делам об административных правонарушениях – 18. Из числа рассмотренных дел 100% решений в пользу Департамента;
  • по заявлениям о признании недействующим приказа Департамента –3.

Из числа рассмотренных дел 100% решений в пользу Департамента.

Так, например, в марте 2014 года департамент вынес постановление, которым привлёк общество с ограниченной ответственностью «Валькирия» к административной ответственности в виде административного штрафа, вменив нарушение части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – завышение регулируемых цен (тарифов, надбавок) на нефтепродукты, реализуемые на территории Магаданской области.

Не согласившись с принятым решением департамента Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления.

Арбитражным судом Магаданской области, Шестым Арбитражным апелляционным судом в г. Хабаровске, а также Верховным судом Российской Федерации обществу с ограниченной ответственностью «Валькирия» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления департамента цен и тарифов Магаданской области отказано в полном объеме.

Необходимо отметить, что в рамках данных судебных заседаний оспаривалось не только законность вынесенного постановления о привлечении общества к ответственности, но и законность приказа департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 21.03.2008 г. № 2-ПР/4 «Об установлении предельных торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Магаданской области».

Подобный судебный прецедент является показателем эффективного осуществления Департаментом регионального государственного контроля, в том числе за соблюдением установленных торговых надбавок на нефтепродукты, что в дальнейшем положительно отразится на работе в этом направлении.

Департаментом также осуществляется разъяснительная работа с гражданами посредством подготовки ответов, как на письменные обращения граждан, так и на устные, поступающие на телефонную «горячую линию» В 2015 году в адрес Департамента поступило 68 обращений, в том числе по вопросам:

  • граждан за холодную и горячую воду – 12;
  • за электроэнергию –13;
  • роста плат за жилищно-коммунальные услуги –15;
  • роста цен наГСМ –12;
  • начисления ОДН – 5;
  • роста цен на лекарственные препараты –3;
  • наценок на продукты питания –9;
  • тарифов на вывоз ЖБО–1.

Все обращения были рассмотрены, на все даны ответы и пояснения.

По результатам рассмотрения многих обращений были проведены внеплановые проверки, с последующим привлечением организаций, нарушивших действующее законодательство к административной ответственности.

Разъяснения по росту платы в 2016 году были опубликованы в газетах «Магаданская правда», «Вечерний Магадан» и размещены на сайте Департамента.

Департамент цен и тарифов Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Свою деятельность Департамент осуществляет в рамках полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Численность Департамента 26 штатных единиц, фактическая – 25 штатных единиц. Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета.

Департамент взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Магаданской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области, общественными объединениями и иными организациями.

В целях обеспечения взаимодействия между Департаментом, жителями Магаданской области, организациями и общественными объединениями на основе принципов открытости, публичности, баланса интересов потребителей, регулируемых организаций и общественно значимых интересов при реализации государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) при Департаменте функционирует постоянно действующий совещательный орган – Общественный совет.

В состав вышеназванного совета входят представители общественных объединений и организаций, а также организаций, представляющих интересы предпринимательского (делового) сообщества.

Члены Общественного совета приглашаются на заседания Правления по установлению регулируемых тарифов. Позиция Общественного совета при Департаменте учитывается при принятии тарифных решений.

При этом необходимо отметить, что создание Общественного совета при Департаменте было обусловлено также необходимостью реализации на территории Магаданской области Стандарта деятельности государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Для внедрения указанного Стандарта сформирована Экспертная группа, осуществляющая ежеквартальный мониторинг исполнения предусмотренных дорожной картой мероприятий и их соответствие Стандарту, а также независимую оценку эффективности реализуемых исполнительными органами государственной власти мероприятий.

По результатам проведенной независимой оценки эффективности реализуемых в 2016 году исполнительными органами государственной власти мероприятий Департамент получил положительную оценку.

В 2016 году Департамент принимал непосредственное участие в организации, подготовке материалов к заседаниям, а также непосредственном проведении заседаний Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий, созданного при губернаторе Магаданской области в целях последовательного внедрения в Магаданской области процедуры общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

На совместных заседаниях общественного совета при Департаменте и Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Магаданской области, проведенных в 2016 году, осуществлялось рассмотрение вопросов, связанных с порядком формирования цен на нефтепродукты в 2015-2016 году, совершенствованием подхода к сглаживанию цен на нефтепродукты, а также с порядком формирования тарифов на электрическую энергию для населения в 2016 году.

В 2016 году было подготовлено и проведено 75 заседаний правления Департамента. По итогам работы в сфере государственного регулирования принято 352 решения, в том числе 262 решения по установлению тарифов:

  • в сфере электроэнергетики – 63;

  • в сфере теплоснабжения – 118;

  •  в сфере коммунального комплекса и социальной сфере - 81.​ 

Кроме этого, принято 88 решений по утверждению нормативов, в том числе:

  • 63 решения по внесению изменений в утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг для каждого населенного пункта области в связи с исключением из данных решений повышающих коэффициентов и переносом их в плату за содержание жилого помещения;
  • 7 решений по внесению изменений в утвержденные нормативы удельного расхода топлива на долгосрочный период регулирования для отдельных теплоснабжающих организаций в связи с проведением этими организациями режимно-наладочных испытаний на котловом оборудовании;
  • 18 решений по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, заявляемых организациями при расчете тарифов в сфере теплоснабжения, и утверждаемых ежегодно.

Наряду с этим, принято 2 решения по внесению изменений в инвестиционные программы в сфере теплоснабжения в связи с произведенной корректировкой  этих  программ,  а  также  1 решение об изменении статуса и зоны действия гарантирующего поставщика в связи с прекращением деятельности АО «Оборонэнергосбыт» на территории Магаданской области.

В рамках осуществления информационного взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой через систему ФГИС ЕИАС в течение года в адрес ФАС России Департаментом представлялась регулярная и периодическая отчетность.

Всего в течение 2016 года было обработано 1 283 файла в формате шаблонов ЕИАС, которые были своевременно направлены в ФАС России через систему ФГИС ЕИАС.

В 2016 году из 29 регулируемых организаций, отчитывающихся в ФАС России по формам статистического наблюдения 46ТЭ (полезный отпуск тепловой энергии), 46ЭЭ (полезный отпуск электрической энергии), 46ЭЭ (передача) (передача электрической энергии), INV.48.TBO (исполнение производственных программ в сфере обращения ТБО) посредством ФГИС ЕИАС, 16 организаций предоставляли данную отчетность самостоятельно.

Для остальных 13 организаций отчетность по ФГИС ЕИАС отправлял департамент цен и тарифов Магаданской области по доверенности от этих организаций, что способствовало полноценному и своевременному сбору информации, необходимой для проведения анализа фактических показателей для установления тарифов на очередной регулируемый период.

Кроме того, осуществление указанной деятельности позволило Департаменту успешно сформировать Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Магаданской области на 2017 год, который впоследствии был утвержден ФАС России с показателем выработки электрической энергии по региону 2 196,68 млн. кВтч, что на 57,5 млн. кВтч или 2,7 % больше аналогичного показателя, утвержденного на 2016 год.

Увеличение выработки электрической энергии стало возможным благодаря росту на 4,44% потребления электроэнергии золотодобывающими предприятиями области, что положительно сказалось на развитии энергетической системы региона в целом.

Для обеспечения информированности граждан все принятые тарифные решения Департамента в сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, наряду с иными источниками опубликования нормативных правовых актов, размещаются в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), что позволяет потребителям рассчитать и проверить начисления, предъявляемые ресурсоснабжающими и управляющими организациями к оплате за предоставленные коммунальные услуги.

Тарифная (ценовая) политика направлена на обеспечение прозрачности при формировании цен (тарифов), доступности товаров, работ и услуг с учетом доходов населения, а также реализацию комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) на территории области с целью достижения баланса интересов потребителей и производителей.

Подробнее с отчетом департамента можно ознакомиться перейдя по ссылке.

 

Департамент цен и тарифов Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Свою деятельность Департамент осуществляет в рамках полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Численность Департамента 26 штатных единиц, фактическая – 24 штатные единицы.

Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета.

В процессе реализации своих полномочий Департамент взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Магаданской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области, общественными объединениями и организациями.

В целях обеспечения взаимодействия между Департаментом, жителями Магаданской области, организациями и общественными объединениями на основе принципов открытости, публичности, баланса интересов потребителей, регулируемых организаций и общественно значимых интересов при реализации государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) при Департаменте функционирует постоянно действующий совещательный орган – Общественный совет.

В истекшем году утвержден новый состав Общественного совета при департаменте, в который вошли представители общественных объединений и организаций, в том числе Общественной палаты Магаданской области.

В рамках осуществления общественного контроля за деятельностью департамента по формированию и реализации политики в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в отчетном периоде на заседаниях Общественного совета рассмотрены вопросы, связанные с реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Магаданской области, регулированием тарифов на электрическую энергию и цен на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области. Кроме того, на заседании Общественного совета приняты решения о возможности принятия приказов департамента, утверждающих нормативные затраты на обеспечение функций департамента и требования к закупаемым департаментом отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных ценах товаров, работ, услуг).

Члены Общественного совета приглашаются на заседания Правления по установлению регулируемых тарифов. Позиция Общественного совета при Департаменте учитывается при принятии тарифных решений.

В 2017 году было подготовлено и проведено 81 заседание правления Департамента. По итогам работы в сфере государственного регулирования принято 255 решения, в том числе 237 решения по установлению тарифов:

- в сфере электроэнергетики – 43;

-  в сфере теплоснабжения – 84

- в сфере коммунального комплекса и социальной сфере – 110.

Кроме этого, принято 100 решений, предусматривающих установление нормативов, в том числе:

- 89 решений по установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению;

- 3 решения по установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электрической энергии;

- 8 решений по установлению нормативов отпуска твердого топлива населению, проживающему в домах с печным отоплением.

Наряду с этим, принято 2 решения по утверждению инвестиционных программ.

В рамках осуществления информационного взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой через систему ФГИС ЕИАС в течение 2017 года в адрес ФАС России Департаментом представлялась регулярная и периодическая отчетность.

Всего в течение 2017 года было обработано и своевременно направлено через систему ФГИС ЕИАС в адрес ФАС России 1312 файлов отчетности.

В 2017 году Департаментом был сформирован Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Магаданской области на 2018 год. утвержденный ФАС России с ростом полезного отпуска на 46 млн. кВт*ч или 3,5%, и снижением потерь в электрических сетях на 31 млн. кВт*ч или на 7,7% относительно аналогичных показателей, утвержденных на 2017 год.

В соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» и изменениями, внесенными в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2012 г. № 306, в мае 2017 года Департаментом были утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Так как нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются согласно Правил их установления исключительно расчетным методом, Департаментом в процессе установления данных нормативов была проведена работа по сбору и обработке информация от управляющих компаний Магаданской области об объемах фактического расходования электроэнергии в местах общего пользования в многоквартирных домах.

В результате были установлены новые нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, сложившиеся значительно ниже ранее установленных нормативов на общедомовые нужды: для домов, не оборудованных лифтами ниже на 71%, или 0,6 кВт*ч на кв. м площади общедомового имущества, (было 2,1 кВт* на кв. м); для домов, оборудованных лифтами ниже на 38% - 1,6 кВт*ч на кв. м площади общедомового имущества (было 2,6 кВт* на кв. м.).

В целях обеспечения информированности граждан все принятые тарифные решения Департамента в сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, наряду с иными источниками опубликования нормативных правовых актов, размещаются в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), что позволяет потребителям рассчитать и проверить начисления, предъявляемые ресурсоснабжающими и управляющими организациями к оплате за предоставленные коммунальные услуги.

Тарифная (ценовая) политика направлена на обеспечение прозрачности при формировании цен (тарифов), доступности товаров, работ и услуг с учетом доходов населения, а также реализацию комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) на территории области с целью достижения баланса интересов потребителей и производителей.

Информация о регулируемых ценах в социальной сфере

19
Цены на основные продукты питания в регионах
Дальневосточного федерального округа
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Ссылка на документ Ссылка на документ Ссылка на документ
Цены на основные продукты питания в регионах
Дальневосточного федерального округа
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Цены на основные продукты питания в регионах
Дальневосточного федерального округа
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
 
 
 

 

20
Анализ мониторинга розничных цен на продовольственные товары, 
реализуемые на территории Магаданской области
 Месяц
 Форма отчета
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Анализ мониторинга розничных цен на продовольственные товары,
реализуемые на территории Магаданской области
Месяц Форма отчета
Январь Ссылка на документ
Февраль Ссылка на документ
Март Ссылка на документ
Апрель Ссылка на документ
Май Ссылка на документ
Июнь Ссылка на документ
Июль Ссылка на документ
Август Ссылка на документ
Сентябрь Ссылка на документ
Октябрь Ссылка на документ
Ноябрь Ссылка на документ
Декабрь
Анализ мониторинга розничных цен на продовольственные товары,
реализуемые на территории Магаданской области
Месяц Форма отчета
Январь
Февраль
Март

 

21
Реестр максимальных оптовых и розничных цен
на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, по г. Магадану и Магаданской области
Месяц
Форма отчета ЖНВЛП
по г.Магадану
Форма отчета ЖНВЛП
по Магаднской области
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Реестр максимальных оптовых и розничных цен
на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, по г. Магадану и Магаданской области
Месяц
Форма отчета ЖНВЛП
по г. Магадану
Форма отчета ЖНВЛП
по Магаднской области
Январь Ссылка на документ
Февраль Ссылка на документ Ссылка на документ
Март Ссылка на документ Ссылка на документ
Апрель Ссылка на документ Ссылка на документ
Май Ссылка на документ Ссылка на документ
Июнь Ссылка на документ Ссылка на документ
Июль Ссылка на документ Ссылка на документ
Август Ссылка на документ Ссылка на документ
Сентябрь Ссылка на документ Ссылка на документ
Октябрь Ссылка на документ Ссылка на документ
Ноябрь Ссылка на документ Ссылка на документ
Декабрь Ссылка на документ Ссылка на документ
Реестр максимальных оптовых и розничных цен
на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, по
г. Магадану и Магаданской области
Месяц
Форма отчета ЖНВЛП
по г. Магадану
Форма отчета ЖНВЛП
по Магаднской области
Январь
Февраль
Март

 

Результаты проведения мониторинга выполнения производственных программ организациями коммунального комплекса Магаданской области

9
№ п/п Наименование План 2014 г. Факт 2014 г. % откл.
1. ООО «Исток» 11,760 15,191 129,18
2. ООО «Спецавтохозяйство» 11,539 10,674 92,50
3. ООО «Оротукан услуга» 2,071 1,879 90,73
4. ООО «Холодный» 2,044 1,727 84,50
5. ООО «Сусуман» 9,774 9,694 99,18
6. ООО «Спецтранс-Ола» 14,400 16,171 112,30
7. ООО «Полигон ТБО «Магаданский» 200,000 353,500 176,75
№ п/п Наименование План 2015 г. Факт 2015 г. % откл.
1. ООО «Исток» 11,760 15,191 129,18
2. ООО «Спецавтохозяйство» 11,539 10,674 92,50
3. ООО «Оротукан услуга» 2,071 1,879 90,73
4. ООО «Холодный» 2,044 1,727 84,50
5. ООО «Спецтранс-Ола» 14,400 16,171 112,3
6. ООО «Полигон ТБО «Магаданский» 320,833 307,250 95,77
№ п/п Наименование План 2016 г. Факт 2016 г. % откл.
1. ООО «Исток» 11,760 21,100 179,45
2. ООО «Спецавтохозяйство» 11,539 10,180 88,21
3. ООО «Оротукан услуга» 2,071 1,780 85,86
4. ООО «Холодный» 2,044 2,040 100,01
5. ООО «Полигон ТБО «Магаданский» 385,000 350,050 90,92
6. ООО «Спецтранс-Ола» 15,200 15,100 99,37

 Исполнение бюджета

23
Информация об использовании бюджетных средств департаментом за 2015 год (тыс. руб.)
Наименование показателя Код расхода по бюджетной классификации Утверждено Исполнено
Освоено
%
Расходы бюджета - всего - 36798400,0 36770410,0 -
Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов 62004026221211121000 34576200,0 34556161,6 -
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов,
за исключением фонда оплаты труда
62004026221211122000 559400.0 558690,9 -
Транспортные услуги 62004026221211122222 342000,0 341896,0 -
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий 62004026221219242000 568300,0 565849,2 -
Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 62001134П1107Я244000 32500,0 32405,0 -
Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений 62004026221219852000 2200,0 2200,0 -
Уплата налога на имущество организаций и земельного налога 62004026221219851000 1400,0 1378,0 -
В формате PDF (80.56 КБ)
Информация об использовании бюджетных средств департаментом за 2016 год (тыс. руб.)
Наименование показателя
Код расхода по бюджетной классификации
Утверждено
Исполнено
Освоено
%
Расходы бюджета - всего   38141,6 37804,0 99,1
Топливно-энергетический комплекс   37363,4 37025,9 99,1
Другие вопросы в области национальной экономики   778,2 778,1 100,0
Исполнение доходов в 2016 году
Доходы бюджета - всего   1364,5 1224,4 89,7
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации 62011302992020000130 31,5 31,5 100,0
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в части цен (тарифов), регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, налагаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 62011602030020000140 1333,0 1192,9 89,5
В формате PDF (78.24 КБ)
Информация об использовании бюджетных средств департаментом за 2017 год (тыс. руб.)
Наименование показателя Код расхода по бюджетной классификации Утверждено Исполнено Освоено %
Расходы бюджета - всего в том числе:   34 865,7 34 448,1 98,8
Топливно-энергетический комплекс   34 360,7 33 975,0 98,9
Другие вопросы в области национальной экономики   480,0 448,1 93,4
Подпрограмма «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Магаданской области» на 2017-2021 годы.   25,0 25,0 100,0
Исполнение доходов за 2017 год
Доходы бюджета - всего в том числе: Х 250,00 290,90 116,4
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации 62011302992020000130 - 38,20 -
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в части цен (тарифов), регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, налагаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 62011602030020000140 250,00 252,70 101,1
Информация об использовании бюджетных средств департаментом за
1 квартал 2018 года (тыс. руб.)
Наименование показателя Код расхода по бюджетной классификации Утверждено Исполнено Освоено %
Расходы бюджета - всего в том числе:   39 040,1 6 251,2 16,01
Топливно-энергетический комплекс   38 090,1 6 123,2 16,08
Другие вопросы в области национальной экономики   950,0 128,0 13,47
Подпрограмма «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Магаданской области» на 2017-2021 годы.   - - -
Исполнение доходов за 1 квартал 2018 года
Доходы бюджета - всего в том числе: Х 250,00 - -
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации - - - -
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном
регулировании цен (тарифов) в части цен (тарифов), регулируемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, налагаемые
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
62011602030020000140 250,00 - -

Сведения о закупках товаров, работ, услуг

10
Сведения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области за 2015 год
Вид закупки
Всего
Кол-во заключенных 
контрактов
Нач. цена
(тыс. рублей)
Сумма контракта
Эффективность
Конкурсы - - - - -
Аукционы - - - - -
Запрос котировок - - - - -
Заказ у единственного поставщика без проведения торгов
520 520 305,4 305,4 100%
Закупки малого объема 784 784 1332,2 1332,2 100%
Всего 1304 1304 1637,6 1637,6 100%
В формате PDF (75.83 КБ)
Сведения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области за 2016 год
Вид закупки Всего
Кол-во заключенных
контрактов
Нач. цена
(тыс. рублей)
Сумма контракта Эффективность
Конкурсы - - - - -
Аукционы - - - - -
Запрос котировок - - - - -
Заказ у единственного поставщика без проведения торгов 1 1 209,1 180,2 100%
Закупки малого объема 118 118 826,4 826,4 100%
Всего 119 119 1035,5 1006,6 100%
В формате PDF (75.85 КБ)
Сведения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области за 2017 год
Вид закупки Всего
Количество заключенных
контрактов
Нач. цена
(тыс. рублей)
Сумма контракта Эффективность
Конкурсы - - - - -
Аукционы - - - - -
Запрос котировок - - - - -
Заказ у единственного поставщика без проведения торгов - - - - -
Закупки малого объема 76 76 1008,9 751,1 74,4%
Всего 76 76 1008,9 751,1 74,4%
В формате PDF (75.72 КБ)
Сведения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области за 1 квартал 2018 г.
Вид закупки
Всего
Количество заключенных
контрактов
Нач. цена
(тыс. руб.)
Сумма контракта
Эффективность
Конкурсы - - - - -
Аукционы - - - - -
Запрос котировок - - - - -
Заказ у единственного поставщика без проведения торгов - - - - -
Закупки малого объема 19 19 1148,7 180,7 100%
Всего 19 19 1148,7 180,7 100%

Отчет о расходовании бюджетных средств на информационное обеспечение и поддержку СМИ 

За 1 квартал 2018, 2017, 2016 и 2015 год департаментом цен и тарифов Магаданской области не осуществлялось расходование бюджетных средств на информационное обеспечение деятельности и поддержку средств массовой информации.

Подготовка кадров

24
Подготовка кадров, повышение квалификации сотрудников департамента цен и тарифов Магаданской области за 2017 год
1. Афанасьев Виталий Владимирович 1. Повышение квалификации, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», дополнительная профессиональная программа: охрана труда.
2. Повышение квалификации, ЧУ ДПО «Учебный центр ЦБИ», программа: обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
2017
2. Жаворонкова Мария Валентиновна 1. Повышение квалификации, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», программа: реализация антикоррупционных мероприятий в системе государственной и муниципальной службы.
2. Повышение квалификации, ЧУ ДПО «Учебный центр ЦБИ», программа: обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
2017
3. Тимофеева Марина Александровна 1. Повышение квалификации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Москва, программа: расчет тарифов в сфере тепловой энергетики: практика и нововведения. 2017
 

В первом квартале 2018 года подготовка кадров, повышение квалификации сотрудников департамента не проводилась. 

Координаты

Сведения, подлежащие предоставлению с использованием координат, находящихся в департаменте цен и тарифов Магаданской области.csv (1kB)

Дата публикации: 23.04.2018 10:31


Развернуть Свернуть